Методические материалы.

"В каждом деле нужно найти изюминку..."

Детское объединение "Изюминка" - это мастерская детского успеха. Вот уже 20 лет существует это объединение. Программа, по которой я работаю - это программа декоративно-прикладного творчества художественной направленности, за эти годы не раз переписывалась, дополнялась и дорабатывалась. Ориентирована она на детей младшего школьного возраста (7-12 лет). Занятия проводятся в группах один-два раза в неделю по 2 часа. Целью программы является - создание благоприятных условий для развития у обучающихся интереса к декоративно-прикладному труду, развитие у них творческих способностей, художественного вкуса и фантазии, формирование творческого мышления через работу с различными материалами.

В моей работе я предлагаю детям такие виды прикладного творчества как рисование на камнях, на тарелках; лепка из пластилина и солёного теста; бисероплетение; шитьё из фетра; вышивка шёлковой лентой и вязание крючком. Вся эта работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, что очень актуально в младшем школьном возрасте. Моя работа с детьми предполагает различные пути достижения ими успешного результата: коллективный, когда дети достигают результатов вместе, анализируя и советуясь, индивидуальный, когда ребёнок работает самостоятельно, применяя свою фантазию. Кроме всего этого, дети учатся усидчивости, терпению,  умению доводить начатое дело до конца, наблюдательности, что способствует развитию памяти и внимания. 

Поднимает настроение и успешность у детей и то, что они учатся делать сувениры и подарки для своих близких людей своими руками, участвуют в различных выставках на уровне города, области, России, и занимают призовые места.

Мастер-класс "Стрекоза"

Материалы и инструменты: бисер двух цветов, 2 бусины для глазок, проволока №3, (проволока №4 берётся , если работаете бусинами), схема, ножницы, крышка .

Ход работы:

 

На середину  проволоки, длиной 50-60см,  надеваем 5 бусин (2 глазика и 3 бусинки тельца), распределяем на вилке (внизу 2, вверху 3 бисерины). Нижний конец проволоки вводим в верхние 3 бисерины, фиксируем, затягиваем. Проверяем, чтобы плетение велось на середине проволоки.

 

Далее работаем по схеме. Сделав ряд из 5 бисерин, на один конец проволоки набираем 38 бисерин (для крылышка). Этим же концом, возвращаясь, проводим в первую бисерину (ту, которая первая), стягиваем. Получилось первое крылышко. Таким же образом, делаем второе крылышко на другом конце проволоки. Внимание! Если вы работаете с бусинами , а не с бисером, количество бусин в крылышке не 38! в зависимости от размера бусин значительно меньше (20-25)

 

После того как сплетены 2 верхних крылышка, делаем следующий ряд тельца (5 бисерин). Далее, аналогично на один конец проволоки набираем 36 бисерин для третьего нижнего крылышка, также возвращаясь этим же концом, продеваем в первую бисерину (петельное плетение) . На другом конце проволоки плетём четвёртое крылышко.

 

Далее, по схеме плетём тельце стрекозы, 4, 3, 2 (12 рядов),1 параллельным плетением. Концы скручиваем, отрезаем, оставляем кончик 0,5мм. Стрекоза готова.

Мастер-класс "Бабочка"

Материалы и инструменты: бисер разных цветов, бусины №3 для глазок и для тельца, проволока №3 (бабочку можно делать из бусин №3, тогда проволока должна быть №4), схема, ножницы, крышки для бисера.

Ход работы:

 

Для плетения бабочки отрежьте три отрезка проволоки - 20см, 35см и 50см. Возьмите самый маленький 20см. Будем плести тельце. На середину проволоки наденьте 1 бисерину, сделайте скрутку 1,5-2см. Наденьте вторую бисерину, поднимите её на нужную высоту, сделайте скрутку. Получилось 2 усика. На один конец проволоки надеваем 2 бусины для глазиков,  другим концом фиксируем. Пальцами надо выровнять глазки так, чтоб они были ровно посередине.

 

Далее, набираем 1 бусину, фиксируем её. Таким образом, набираем 6 бусин. Тельце готово.

 

Для плетения больших крылышек берём проволоку 50 см, на середину набираем 19 бисерин, распределяем на вилке (внизу 10, вверху 9 бисерин), Нижним концом проволоки заходим в верхние 9 бисерин, затягиваем. Проверяем, чтобы плетение велось на середине проволоки. Таким образом, по схеме плетём крылышко 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4 (параллельное плетение), после чего вставляем один конец проволоки в первую бусину тельца, второй конец в третью. Продеваем и стягиваем проволоку.

 

Второе верхнее крылышко плетём аналогично первому, используя зеркальное отображение 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Последний ряд фиксировать не нужно, подставляем его к предыдущему, скручиваем концы проволоки, отрезаем лишнюю проволоку, оставив скрученный кончик 0,5мм.

 

Нижние крылышки можно плести из бисерин другого цвета. Берём проволоку 35см, на середину надеваем 13 бисерин, распределяем на вилке (внизу 7, вверху 6 бисерин), нижний конец проволоки вставляем в верхние 6 бисерин, затягиваем. Проверяем, чтобы плетение велось на середине проволоки. Далее, плетём по схеме 7, 6, 5, 4, 3, 2. Вставляем один конец проволоки в четвёртую бусину тельца, другой конец в пятую бусину тельца, стягиваем. Продолжаем плести второе нижнее крылышко аналогично, используя зеркальное отображение 2, 3, 4, 5, 6, 7. Последний ряд фиксировать не нужно, подставляем его к предыдущему и скручиваем концы проволоки. Бабочка готова.

 

Мастер-класс "Божья коровка"

Материалы и инструменты: бусины №3 красного и чёрного цвета, проволока №4 (можно использовать бисер, тогда нужна проволока №3), схема, ножницы, крышки для бисера и бусин.

Ход работы:

 

На проволоку длиной 40-50 см, надеть 1 чёрную бусину, сделать скрутку 0,5см. Это усик. На любой конец проволоки надеть 4 бусины (по схеме), одну чёрную бусину отодвинуть на 0,5мм, сделать скрутку. Это второй усик. Далее, плетём фигурку до конца параллельным плетением. На один конец проволоки надеваем 5 чёрных бусин, загибаем, фиксируем другим концом проволоки, стягиваем.  Единственное замечание - если в конце ряда вы не будете стягивать концы проволоки, фигурка получится плоской и некрасивой. В результате стягивания божья коровка получается выпуклой и "настоящей".

Мастер-класс "Паучок"

Материалы и инструменты: бусина для брюшка (№ 8-10), бусина для головы (№ 5-6), 16 бусин для лапок( "рис" или стеклярус ), 17 бусин №3 для лапок, 2 глазика, проволока №4 (если вы работаете с бисером, нужна проволока №3), схема, ножницы, крышки для бисера.

Ход работы:

Вначале нужно определиться с бусинами, подобрать по цвету, по размеру, выложить на крышку всё необходимое количество нужного материала. Обязательное условие - бусина для брюшка не должна быть сильно большой относительно головы и  не должна быть одинаковой. Проволоку для плетения выбирайте правильно - если работаете с бисером и стеклярусом (маленькие длинные трубочки), то берите проволоку №3, если же с бусинами №3 и бусинами "рис", можно брать проволоку №4.

 

На середину проволоки,  длиной 50-60см, надеваем 2 бисерины (или бусины) для глазиков. Соединяем 2 конца проволоки вместе и вставляем их в бусину-голову, затягиваем, пальцами ставим их ровно по центру.

 

На один конец проволоки надеваем по порядку 4 бусины ("рис", круглая, "рис", круглая). Этим же концом, возвращаемся, отодвигая круглую бусину, продеваем через 3 бусины (игольчатое плетение).

 

Аналогично плетём другие лапки. На обоих концах проволоки должно быть по 4 лапки, всего 8.

 

Лапки нужно скрутить между собой, чтобы они не занимали много места. Соединить обе проволоки вместе, надеть на них бусину-брюшко.

 

Затем, на один конец надеть бусину-замочек, вторым концом зафиксировать её, стянуть. Концы проволоки скрутить, отрезать, оставив кончик 0,5мм. Паучок готов.

Мастер-класс "Попугай"

Материалы и инструменты: бусины №4 или крупный бисер разных цветов (зелёный, жёлтый, белый, красный, чёрный), проволока №4, схема, ножницы, крышка для бусин.

Ход работы:

Тельце попугайчика будем плести  параллельным плетением, крылья и хвост - петельным плетением, клюв и хохолок - игольчатым плетением.

 

На проволоку, длиной 80см, надеть 3 зелёных бусины. Этим же концом проволоки, на который надевали бусины, возвращаемся, одну бусину отодвигаем, проходим через оставшиеся две бусины, затягиваем. Получилась "иголочка". Это игольчатое плетение. Проверяем, чтобы плетение велось на середине проволоки.

 

Сделаем ещё 2 "иголочки". Это хохолок попугайчика. Далее плетём параллельным плетением, до клюва. Для этого надеваем на один конец 3 зелёных бусины, загибаем под хохолком, вторым концом фиксируем эти бусины. Второй ряд - 5 бусин (2 белых, зелёная, 2 белых). Третий ряд - делаем на середине клюв. Пользуясь схемой и фото, надеваем на один конец проволоки 5 бусин (зелёную, белую, чёрную, 2 красных), одну красную отодвигаем, через вторую красную проходим и надеваем ещё 3 бусины (чёрную, белую, зелёную). Вторым концом фиксируем 6 бусин ( зелёную, белую, 2 чёрных, белую, зелёную), затягиваем. 2 красные бусины - это клюв.

4 ряд - 6 белых бусин,

5 ряд - 4 жёлтых бусин.

После этого делаем первое крылышко. На один конец проволоки надеваем 8 бусин, этим же концом возвращаемся, одну бусину отодвигаем, через вторую проходим, надеваем 7 бусин, и выводим проволоку через первую зелёную бусину (фото снизу). Это петельное плетение.

 

Аналогично плетём второе крылышко.

 

Далее плетём  тельце по схеме. После того, как закончили делать лапки (2 красные бусины), делаем хвост. Делать его будем на одном конце проволоки. Нужно сделать подряд  3 петли с разным набором бусин (7, 14, 8). Сделав эти петли, конец проволоки провести через 2 красные бусины, скрутить вместе, отрезать, оставив кончик 4 мм. Попугайчик готов.

 По желанию можно сделать для попугайчика клетку-жёрдочку. Для этого взять новую проволоку, сложить её вдвое, провести через бусину крыла, сделать ровную скрутку до красных лапок, провести два конца через эти красные бусины, продолжить скрутку, продеть через бусину крыла, продолжить скручивание как на фото.

 

 

Наша поделка готова.

 

Мастер-класс "Лягушка"

Методическое пособие по физкультминуткам для общеобразовательных школ и дополнительного образования

Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, при выполнении которых охватываются различные группы мышц, это физические упражнения, направленные на восстановление    работоспособности   ребёнка, улучшение его самочувствия, повышение внимания, предупреждение нарушений осанки, то есть на оздоровление организма ребёнка. Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятий.

Назначение её - предупредить и снять умственное утомление на занятиях, связанных с большой сосредоточенностью, длительным поддержанием внимания, напряжёнными однообразными статическими положениями тела.           

Из-за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ухудшается экскурсия грудной клетки, что изменяет частоту и глубину дыхательных движений, нарушает поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки.

Для того чтобы избежать этих негативных явлений и облегчить детям учебную деятельность, необходимо научить их чередовать умственное напряжение с физической работой, то есть активному отдыху во время занятий. К таким малым формам активного отдыха можно отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы и физкультурные мини-паузы.

 

 

      Физкультурная минутка является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для восстановительных процессов нервной системы. Продолжительная, относительно однообразная умственная работа, связана с длительным возбуждением определённых участков головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего и ослабевает внимание детей, они  начинают  отвлекаться, разговаривать. Кратковременные физические упражнения, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздражённом состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, физкультминутки способствуют улучшению здоровья детей.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать вторую половину занятия, когда педагог замечает утомление детей. Уловить этот момент часто бывает трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Упражнения, входящие в физкультминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен веществ в организме, повышают внимание.

В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим:

-  упражнения   должны   быть   знакомы детям и просты по выполнению;

-  они  должны  в  основном  охватывать  крупные  мышечные

группы - это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника.

Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках кисть или карандаш, целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе, такие же движения пальцами рук.

Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения данного занятия.

После кратковременного активного отдыха внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала. Роль физкультминутки могут выполнять двигательные задания, органично входящие в само занятие.

      Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводится в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток при помощи нескольких гимнастических упражнений локального воздействия решаются более частные задачи, например снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определённую работу и др. При проведении физкультурных пауз, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшается память и внимание у занимающихся. Для этого можно применить комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическую гимнастику или ритмические танцы.

      Физкультурные мини-паузы - самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты).

Физкультминутки и физкультурные паузы, как и любые другие формы физического воспитания, проводятся по определённой схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической нагрузки и чередования работы отдельных мышечных групп. Комплексы состоят из простых упражнений для крупных групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Все малые формы активного отдыха объединяет одна цель - восстановить работоспособность, внимание, снять умственное и мышечное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень - то есть в короткие сроки обеспечить срочный активный отдых.

 

 Задачи ФМ (физкультминуток):

- снять утомление,

- обеспечить активный отдых мышцам,

- восстановить умственную работоспособность учащихся.

 

     В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-5 упражнений. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое  количество повторений снижает интерес к их выполнению.

      Физкультминутки могут проводиться с предметами и без предметов. Комплексы можно выполнять под счёт, под магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Можно проводить их в форме подвижных игр или эстафеты. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на занятии.

       ФМ рекомендуется выполнять в такой последовательности: динамическая, изометрическая, локальная. Проводят ФМ на пике утомления, примерно на 15-20 минуте урока. Симптомом нарастающего утомления является нарушение внимания детей, что позволяет педагогу определить начало для выполнения ФМ, комплекс которой состоит из 4-5 упражнений, продолжительностью 1,5 - 3 минуты.

       Динамические ФМ вовлекают в активное состояние практически все группы мышц, оказывают влияние на организм в целом, улучшая самочувствие и состояние ребенка. В динамических ФМ первая группа упражнений  - потягивание, которое способствует распрямлению позвоночника, распрямлению грудной клетки, что ведет к перераспределению крови, изменению давления в грудной клетке, брюшной полости, сосудах.

        Вторая группа упражнений активизирует дыхательную систему (наклоны головы, туловища, подъём рук до и выше уровня плеч), а также дает динамическую нагрузку на крупные группы мышц спины, грудной клетки, что позволяет усилить поток импульсов  к ЦНС.

        Третья группа упражнений  - это, как правило, маховые движения рук и ног. Эта группа обычно выполняется с широкой амплитудой движения, энергично, бодро.

        Изометрическая физкультминутка состоит из упражнений в самосопротивлении отдельных мышечных групп. Эти упражнения эффективно снимают состояние торможения с нервных центров и активизируют деятельность нервной системы, повышая её работоспособность. Их выполняют непосредственно за партой. Во время выполнения упражнений, следует чередовать мышечное напряжение 7-8 секунд с полным мышечным расслаблением. Продолжительность отдыха 10-20 секунд. Изометрические упражнения следует чередовать со статическими дыхательными упражнениями с разными фазами выдоха (короткими, длинными).

        Локальные ФМ снижают местное утомление отдельных групп и мышц. Они нормализуют кровообращение в этих мышцах, устраняют застойные явления, снижают возбуждение ЦНС или повышают его. На практике используют до 12 разновидностей ФМ, в частности, снижающих утомление глаз, которая состоит из специальных упражнений, способных расслабить глазодвигательные мышцы, улучшить кровоснабжение глаза, циркуляцию внутриглазной жидкости.

 

      В физкультминутках важное значение придается последовательности выполнения физических упражнений. Рекомендуется следующий порядок выполнения: первое упражнение - потягивание (выпрямление позвоночника и растягивание мышц, находящихся в статическом состоянии), второе – вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса, третье – для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады, полуприседания и т.д.), в сочетании с простейшими движениями рук, четвёртое –  растягивание и растяжение мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности, пятое – на внимание (асимметричное движение рук, выполнение упражнений по словесному описанию). По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять позу правильной осанки и удерживать её в течение 5-7 секунд. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе урока. Завершается все расслаблением всех групп мышц не более 15 секунд.

 

Смену комплексов ФМ следует проводить не реже одного раза в 2 недели. И в комплексе заменять по одному упражнению в неделю, весь учебный год. Всего потребуется 10 комплексов. Подобная методика обеспечивает обновление упражнений комплекса и создает более благоприятные условия для овладения ими. Для повышения эффективности ФМ целесообразно использовать музыкальное сопровождение. Дети любят выполнять ритмичные танцевальные движения. К подбору музыки следует привлечь детей. Большое удовольствие получают дети при свободном выборе движений, когда они сами фантазируют, изображая танцующего слоненка, проснувшегося петушка, полет бабочки, веселого воробья весной и т.д. Такие упражнения не только помогают снять нагрузку, но и развивают фантазию, воображение. В результате регулярного выполнения ФМ дети реже болеют ОРЗ, улучшается приспособляемость к гипоксии, уравновешивается вегетативный тонус, нормализуются показатели пульса и АД.

 

Физкультминутки необходимо проводить на каждом уроке. Не проводятся они только на контрольных и самостоятельных работах.

 

Требование к организации и проведению ФМ:

 

- ФМ проводятся на начальном этапе утомления (15-20 минута занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности и сложности учебного материала)

- для младших школьников наиболее целесообразно проведение ФМ между 15-20 минутами.

- упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в выполнении.

- комплекс должен состоять из 4-5 упражнений на разные группы мышц - первое упражнение – потягивание, второе и третье – для мыщц шеи и рук, четвёртое – для мышц туловища и пятое – для мышц ног.

- комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.

- продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

 

- в перерыве между двумя уроками или занятиями целесообразнее проводить ФМ с использованием предметов (мячи, скакалки).

 

 

 Примеры физкультминуток:

 

Динамические упражнения:

 

Текст

Описание движений

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в сторону развёл, ключик видно не нашёл…

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Движения руками выполнять соответственно тексту.

«Как живёшь? – Вот так!

А плывёшь? – Вот так!

Как бежишь? – вот так!

Вдаль глядишь? – вот так!

Ждёшь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Повторение движений за педагогом.

«Сверчок»

Чики-чики-чики-чок,

Ночью песни пел сверчок,

Мы его искать пошли,

Зажигали фонари.

Заглянули под кусток,

Под пушистый лопушок.

Где там, спрятался, сверчок?..

Поищи его, дружок!..

Ходьба, приседания.

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Вправо – влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Мы ногами топ-топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг-миг,

Мы плечами чик-чик-чик,

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два,

Руки кверху все подняли,

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора!

Наклоны, ходьба, подскоки, повороты, приседания, дыхательные движения.

 

 

«Морская прогулка»

 

Рыбки плавали, ныряли в чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся, то зароются в песке.

Движения руками выполнять соответственно тексту.

Море волнуется раз,

Море волнуется два.

Море волнуется три,

Морская фигура замри.

Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.

Замираем в произвольных позах.

Кто это? Что это? Как угадать?

Кто это? Что это? Как разгадать?

Повороты вправо – влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо – влево.

Это рыбацкая лодка.

Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.

Это морская звезда.

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

Это, конечно, улитка.

Руки в стороны, выполняем круговые движения.

Всех разгадаю вас я.

Руки разводим в стороны.

 

Дыхательные упражнения.

 

«Цветы тянутся к солнышку»

Медленный глубокий вдох и медленный глубокий выдох.

«Мельница»

Согнуться в поясе, махи руками

«Лесорубы»

Сомкнутые вместе руки подняты, делать движения сверху вниз, как топором.

«Плаваем брассом»

Круговые движения руками вперёд и назад.

«Кузнечик»

Прыжки в высоту на одном месте.

«Гудок парохода»

 

Перед упражнением подышать глубоко. По команде педагога, набираем в рот побольше воздуха и гудим как пароход: «У-у-у-у-у….». Педагог включает секундомер, а дети гудят. Выиграет тот, кто дольше всех прогудит.

 

 

 

 

 

«Лягушки»

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки,

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ручками хлопали,

Ножками топали,

Вправо – влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!         

(Повторение движений по тексту за педагогом. Сгибание и разгибание рук в локтях)

«Медвежата»

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

 

Медвежата мёд искали

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

 

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили,

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

 

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.    (Круговые движения головой в разные стороны)

 

 

«Самолёт»

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт,

Правое крыло отвёл – посмотрел,

Левое крыло отвёл – поглядел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаясь, ввысь лечу,

Возвращаться не хочу!      (Круговые вращения руками, дыхательные движения)

 

«Мы топаем ногами»

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

 Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.     (Повторение движений за педагогом)

«Часы»

 А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

Против стрелки часовой.

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

 

То они совсем встают.        (Повторение движений за педагогом)